«Зубы Микеланджело» Марко Буссальи

Удивительно иногда устроена жизнь. Кажется, что о творчестве Микеланджело Буонарроти написано так много исследовательских работ и снято фильмов, что уже не осталось никаких загадок, но выходит в свет книга профессора архитектуры римского университета Сапиенца, историка искусств Марко Буcсальи “I denti di Michelangelo” (Зубы Микеланджело), и понимаешь, что самое интересное еще впереди. Книга была издана несколько лет назад, но пока не переведена на русский язык, поэтому вкратце расскажу, о чем она.

Сивилла Дельфийская (Сикстинская капелла, Ватикан). Источник La Stampa

Изучая работы Микеланджело, Бусcальи обратил внимание на одну особенность, которую пропустили другие исследователи, а именно на наличие лишнего верхнего пятого резца у некоторых персонажей фресок Сикстинской капеллы: Сивиллы Дельфийской, пророка Ионы, а также падших ангелов, скелета и грешников в «Страшном суде». Этот же дефект присутствует у Фурии (галерея Уффици, Флоренция), Клеопатры (карандашный набросок, найденный в Доме Буонаротти, Флоренция) и даже у Христа знаменитой скульптурной группы «Pietà» (Собор Святого Петра). Профессор предположил, что 33-й зуб явно имеет символическое значение.

Рисунок Клеопатры (Дом Буонаротти). Источник Artnews

В медицине такая патология  называется «мезиоденс». Она была хорошо известна уже в XV веке. Так, например, хирург Микеле Савонарола (дядя знаменитого монаха Джироламо Савонарола) в своей работе  «Practica Maior» (Основная практика) упоминает пятые резцы как “denti bastardi” (зубы бастардов). Вторым их распространенным названием было «il dente del peccato» (зуб греха).

И, действительно, многие персонажи Микеланджело, изображенные с лишним резцом, погрязли в грехе, насилии, похоти и жестокости. В случае же с фигурами Сивиллы и пророка Ионы, автор хотел показать их несовершенство без Божией благодати.

Фрагмент скульптурной группы «Pietà» (Собор святого Петра). Источник Il sito delle risposte

Но как тогда объяснить наличие данного дефекта у Христа? По мнению Бусcальи, ответ напрашивается только один — Спаситель взял на себя все грехи мира. Именно поэтому лишний резец совсем не уродует его прекрасное лицо.

Pietà (Собор святого Петра)

К сожалению, сегодня близко разглядеть Пьету не получится. Она надежно защищена пуленепробиваемым стеклом и установлена на безопасном от посетителей расстоянии. К этим мерам пришлось прибегнуть после того, как в 1972 году один сумасшедший автралийский геолог повредил фигуру Богородицы скальным молотком. Но увидеть ее своими глазами нужно хотя бы раз в жизни, потому что ни одна фотография, ни одно описание не смогут передать то чувство, которое испытываешь, стоя перед оригиналом, особенно когда пытаешься осознать, что это чудо Микеланджело создал в 24 года.

Ваша Наталия Мархинина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*