Музей Centrale Montemartini

Когда в Риме начинаются проливные дожди, только две вещи могут заставить туристов выйти на улицу: хороший ресторан или настолько необычное место, ради которого можно даже заранее свыкнуться с мыслью о промокших ботинках:). Даю подсказку — одним из таких мест является музей Centrale Montemartini. Он расположен в 10 минутах ходьбы от станций метро Garbatella или Piramide. Адрес: Via Ostiense, 106. Открыт: вт.-вс. 9.00-19.00, 24 и 31 декабря 9.00-14.00. Выходной: пн., 01 января, 01 мая, 25 декабря. Стоимость билета: 7,5 евро. Если планируете посещение также Капитолийских музеев, удобнее всего приобрести Capitolini Card за 16 евро.

Музей расположен в районе Тестаччо, в здании бывшей городской теплоэлектростанции, которая носит имя экономиста и социального реформатора Джованни Монтемартини. Официальный запуск ТЭС состоялся 30 июня 1912 года. Через два десятилетия ее национализировало правительство Муссолини и провело глобальную модернизацию оборудования, в частности, в машинном зале установили два новых 23-метровых дизельных мотора. Еще через несколько лет началась подготовка города ко Всемирной выставке 1942 года, в связи с чем станцию решили повторно реконструировать. Процесс так и не был завершен из-за начавшейся Второй мировой войны. Во время бомбежек Рима (1944-45 г.) ТЭС получила некоторые повреждения, к счастью, незначительные, поэтому была быстро восстановлена. Она проработала до 1963 года и была закрыта, поскольку оборудование окончательно устарело, а вкладывать средства в его модернизацию уже не имело смысла.

В конце 80-х о пустующем здании вспомнили. Энергетическая компания ACEA (Azienda Comunale Energia e Ambiente) выделила деньги на реконструкцию центрального корпуса комплекса, чтобы в дальнейшем использовать его огромные площади для различных мероприятий. Проект был поручен инженеру Паоло Нерви, который постарался максимально возможно восстановить первоначальный облик ТЭС и некоторые оригинальные машины, среди которых особую ценность представляли паровая турбина 1917 года и дизельные моторы.

Через несколько лет здание действительно пригодилось Капитолийским музеям, которые на время реставрационных работ в Палаццо Нуово и Палаццо Консерватори (1997 год) переместили сюда часть экспонатов. Выставка получила название «Le macchine e gli dei» (Машины и боги). Необычное сочетание предметов античной археологии и гигантских машин, которые тоже можно было отнести к археологии, но только промышленной, возымело настолько большой успех, что было принято решение преобразовать электростанцию в музей, а выставку сделать постоянной. Современный музей состоит из четырех залов: Атриума, Колонного зала, Машинного зала и Котельной, в которых размещены более 400 экспонатов, найденные на территории Рима в конце XIX-начале XX веков.

В Атриуме, помимо самих машин, установлены стенды с фотографиями и чертежами, рассказывающие об истории теплоэлектростанции и этапах перемещения экспонатов из Капитолийских музеев.

В Колонном зал представлены артефакты времен Римской Республики. Среди них особое место занимают два саркофага, которые были обнаружены при строительстве Дворца Правосудия. В левом похоронен некий Креперей Эйодус (Crepereius Euhodus), в правом — Креперея Трифаэна (Crepereia Tryphaena). Сцена на боковой поверхности женского саркофага изображает умершую на погребальном ложе в окружении оплакивающих ее родителей.

Далее выставлены фрагменты надгробных плит, найденные на территории огромного некрополя на Эсквилинском холме.

За ними следуют скульптуры из вулканического камня, найденные в районе базилики Сан Лоренцо: Орфей в окружении животных, женская фигура с детьми, голова варвара и др. Большинство экспонатов этой группы датируются II веком до н.э.

Погребальные кровати из дорогих материалов, а также мозаики с изображением амуров, рыб и животных были привезены в Рим в качестве трофеев из Греции и других стран.

Отдельная галерея посвящена портретам различных слоев населения, большинство из которых датируется I веком до н.э. Здесь представлены императоры (Цезарь, Август и Агриппа), освобожденные рабы, семейные группы с фасадов гробниц, а также несколько статуй.

Самой интересной статуей считается «Togato Barberini» (из коллекции Барберини). Она изображает мужчину из рода патрициев с портретами отца и деда в руках.

В Машинном зале представлены артефакты, найденные на Капитолии, в археологической зоне Area Sacra di Largo di Torre Argentina, а также в районах античного цирка Фламиния, храма Аполлона Созиано и театра Помпея. Эта часть музея производит на посетителей особенно сильное впечатление. Греческие и римские статуи на фоне гигантских дизельных моторов кажутся невероятно хрупкими и изящными.

Отдельное внимание стоит обратить на две женские статуи из темного камня, найденные в районе Военного госпиталя (современная территория виллы Казали) на холме Целий. Одна из них получила название Виктория деи Симмачи (Vittoria dei Simmaci), поскольку подходила под описание статуи, упоминавшейся в исторических хрониках (полной уверенности в ее идентификации у исследователей до сих пор нет). Вторая изображает Агриппину младшую, племянницу и жену императора Клавдия. Предполагается, что статуя находилась в храме Божественных Клавдиев (Templun divi Claudii), который Агриппина возвела в честь своего супруга, умершего в 54 году н.э. и обожествленного по распоряжению сената.

Статуя Агриппины Младшей.

Мраморные фигуры на подиуме являются реконструкцией фронтона храма Аполлона Созиана (Tempio di Apollo Sosiano). Они изображают битву греков (при участии Геракла и Тесея) с амазонками, за которой наблюдают богини Афина и Ника. До наших дней от храма, который датируют V веком до н.э., сохранились только три колонны. Ищите их рядом с театром Марцелла.

  

Фрагменты гигантской женской статуи (голова, ступни и правая рука), предположительно изображающей Фортуну, были найдены рядом с храмом этой богини на территории археологической зоны Area sacra di Largo di Torre Argentina. Исследователи предположили, что высота ее достигала 8 метров.

Со стороны окна вдоль одного из дизелей выставлены портреты императоров, императриц и знатных римлян, которые в I веке н.э. украшали античную виллу Ривальди (Villa Rivaldi). Все они были обнаружены при прокладывании Via dei Fori Imperiali.

В Котельной выставлены артефакты, найденные на территориях богатых домусов и частных садов. Статуи Военные трофеи, Крылатая Виктория, Коленопреклоненная амазонка и др. в I веке до н. э. украшали Сады Саллюстия (Horti Sallustiani).

Трогательная муза Полимния, замершая в ожидании или, возможно, наблюдающая за каким-то действом, была обнаружена в 1928 году недалеко от современной виллы Фьорелли (Эксвилинский холм). В античности эту территорию занимали великолепные сады Horti Spei Veteris, позже переименованные в Horti Variani. Рядом с музой установлены статуи двух магистратов, предположительно Квинта Аврелия Симмаха и его сына Меммио Симмаха, которые дают начало скачкам. На заднем плане видны статуи танцующего сатира и Диониса с пантерой. Все они были найдены на территории храма Минервы Целительницы, который в античности украшал сады Horti Liciniani.

Интересная коллекция бюстов, рельефов и статуй была найдена в районе Квиринальского холма на месте дома Фульвия Плавтиана (Domus di Fulvio Plauziano), префекта Септимия Севера.

Еще одна коллекция экспонатов принадлежит богатому античному дому имперского периода, который случайно обнаружили рабочие в конце XIX века при прокладывании трамвайных путей в районе ворот Сан Лоренцо. Самыми интересными среди них являются фрагменты композиции «Группа сатиров, сражающихся с гигантами», статуя Музы, скульптура «Пантера и кабан», куски декоративной мозаики. Владельца домуса установить не удалось, поэтому его назвали по территориальной принадлежности Domus di Porta San Lorenzo.

Несколько погребальных монументов были найдены на территории огромного некрополя времен поздней Республики в районе Via Остиенс. На фотографии слева находится памятник Квинту Сульпицию Максимусу, талантливому мальчику, который в 94 году принял участие в поэтическом конкурсе, не смог стать победителем и умер, не выдержав нервного напряжения. Справа расположен памятник богатому сапожнику Джулио Элио.

Во втором зале Котельной выставлены три вагона поезда Пия IX (в миру Giovanni Maria Mastai Ferretti), подаренного папе в 1858 году. До ноября 2016 года они являлись частью музейной коллекции Палаццо Браски. Вагоны представляют собой салон, тронный зал и часовню. Один из них оборудован небольшим балкончиком, с которого папа произносил свои благословения. Этот шедевр мастеров XIX века нужно обязательно увидеть своими глазами. Чтобы не испортить эффект, фотографию не размещаю:).

Ваша Наталия Мархинина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*