Произведения искусства в церквях

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) находится на Piazza San Pietro. Открыт: с 1 октября по 31 марта 7.00-18.30, с 1 апреля по 30 сентября 7.00-19.00. Вход свободный.

Basilica si San Pietro-1650

В соборе выставлена знаменитая мраморная Пьета (Pietà) Микеланджело (капелла справа). Скульптурную группу, изображающую Богоматерь, скорбящую над телом Спасителя, мастер создал в 25 лет. Считается, что это единственное произведение, на котором есть его автограф. Согласно легенде, однажды Микеланджело услышал, как группа приезжих из Ломбардии, обсуждая Пьету, приписывала авторство другому скульптору. В ту же ночь он вырезал надпись на перевязи, идущей через левое плечо мадонны: «MICHELANGELVS BONAROTVS FLORENTINVS FACIEBAT» (Микеланджело Буонароти флорентинец исполнил).

Pieta di Michelangelo-3484

Золочено-бронзовый балдахин и кафедра в главном алтаре выполнены знаменитым архитектором эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини.

Basilica di San Pietro-3503

Авторству Бернини принадлежат также конная статуя императора Константина (в портике), рельеф «Паси овец Моих!» (в портике), надгробия пап Урбана VIII (справа от кафедры), Александра VII (в левом нефе) и маркграфини Матильды Каносской (в правом нефе).

Базилика Святого Петра в веригах  (Basilica di San Pietro in Vincoli) находится на Piazza di San Pietro in Vincoli. Открыта: пн.-вс. 8.00-12.30 и 15.00-18.00. Вход свободный.

Basilica di San Pietro in Vincoli-7501

В базилике хранится гробница папы Юлия II работы Микеланджело. Художник работал над проектом с 1505 по 1545 годы. Со временем первоначальный замысел мавзолея с 40 статуями в человеческий рост был сильно упрощен. Надгробие было закончено и установлено после смерти папы, которого похоронили в соборе Святого Петра. Авторству Микеланджело принадлежат фигуры Моисея,  Лии и Рахили. Две последние олицетворяют собой «жизнь деятельную» и «жизнь созерцательную». Остальные элементы выполнили его ученики.

Basilica di San Pietro in Vincoli-7509

Моисей изображен в тот момент, когда, спустившись с горы Синай, увидел, что народ стал поклоняться золотому тельцу. Во всем его теле: во взгляде, в мускулах, в повороте туловища чувствуются напряжение, гнев, воля и решительность. Существует легенда, что Микеланджело, когда  закончил Моисея, сам был поражен его реалистичностью и воскликнул: «Что же ты молчишь!?». Не получив ответа, он ударил статую по колену, отчего образовалась маленькая вмятинка (видна до сих пор). Рожки на голове Пророка являются свидетельством ошибки, допущенной при переводе Библии. Слово  «qrn» изначально переводилось как «qeren» (рог), позже  его стали трактовать как «qeren» (луч) или как глагол «qaran» (сиял).

Базилика Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) находится за Пантеоном на Piazza della Minerva. Открыта: пн.-пт. 7.30-19.00, сб.-вс. 7.30-12.30 и 15.30-19.00. Вход свободный.

Piazza della Minerva-1360

Здесь хранится  статуя Воскресшего Христа (Cristo Risorto) работы Микеланжело, которая была выполнена в 1516-1520 годах по заказу каноника собора Святого Петра Бернардо Ченчи специально для этой церкви. Второе название — Христос Минервы (Cristo della Minerva) .

Cristo della Minerva-9216

Первая версия статуи на финальной стадии была отвергнута скульптором из-за обнаруженной черной полосы, проходящей прямо по мраморному лицу. Позже ее перевезли в монастырь Святого Винченцо в коммуне Бассано Романо (провинция Витербо). Микеланджело уехал во Флоренцию и начал все сначала. Вторым Христом он также остался недоволен из-за ученика Пьетро Урбано, которому было поручено перевести статую в Рим и завершить работу на месте. От предложения сделать третью версию заказчик отказался в том числе и из материальных соображений. В 1521 году  Христос, несущий крест, был установлен в церкви. Это произведение считается нетипичным для Микеланджело. Изображенный в духе античных героев, Спаситель изначально был полностью обнаженным. Бронзовая набедренная повязка появилась после Тридентского собора (1545 г.), чтобы не смущать чувства верующих.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези (San Luigi dei Francesi) расположена рядом с Piazza Navona на Piazza di San Luigi de’ Francesi. Открыта: пн.-ср. и пт.-вс. 10.00-12.00, 15.00-19.00, чт. 15.00-19.00. Вход свободный.

San Luigi dei Francesi-5565

В капелле Контарелли выставлены три картины Караваджо: «Призвание Апостола Матфея» (Vocazione di San Matteo), «Мученичество Апостола Матфея» (Martirio di San Matteo) и «Святой Матфей и Ангел» (San Matteo e l’Angelo).

San Luigi dei Francesi-5571

Первоначально роспись капеллы была поручена Джузеппе Чезари д’Арпино, но вскоре стало понятно, что большая занятость и медленный темп художника не позволяют закончить работу к Юбилейному 1600 году. На момент расторжения контракта им был расписан только потолок. Заказ, благодаря протекции Кардинала дель Монте, был передан Караваджо, который изменил утвержденный проект оформления капеллы фресковой живописью и изобразил библейскую легенду о Святом Матфее на трех огромных холстах. Этот триптих стал первой работой, выполненной им не для частных коллекций, а для широкой публики.

Базилика Святого Августина (Basilica di Sant’Agostino) также находится недалеко от Piazza Navona. Адрес: Piazza di Sant’Agostino, 80. Открыта: пн.-вс. 7.30-12.00 и 16.00-19.30. Вход свободный.

Basilica di Sant'Agostino-5544

В капелле Каваллетти (Cappela Cavalletti) хранится знаменитая скандальная картина Караваджо «Мадонна дей Пеллегрини» (Madonna dei Pellegrini), второе название «Мадонна ди Лорето» (Madonna di Loreto). Как только полотно было выставлено в базилике, на  художника  обрушилась волна жесткой  критики со стороны церковников. Караваджо обвиняли в грубом отступлении от общепринятых канонов, в том, что в фигуре и лице Мадонны отчетливо угадываются черты его подруги куртизанки Лены, и что паломники изображены слишком реалистично. Но  именно благодаря такому написанию  картина сразу стала популярна у простого народа. Прихожане  подолгу простаивали перед ней в молитве, прося помощи и защиты.

Madonna di Loreto-5546

На третьей колонне слева в центральном нефе вы найдете фреску Рафаэля «Пророк Исайя», выполненную в 1511-1512 годах. Автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджио Вазари пишет, что художник в процессе работы тайно посетил еще незаконченную Сикстинскую капеллу Микеланджело. Впечатленный увиденным, он позаимствовал некоторые приемы и переписал фигуру своего Пророка, сделав ее более крупной, мощной и величественной. Микеланджело, когда пришел посмотреть на картину, естественно, обо всем догадался и между художниками произошла ссора.

Profeta Isaia-9100

Церковь Санта Мария делла Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace) находится недалеко от Piazza Navona на Via Arco della Pace, 5. Открыта: пн., ср., сб. с 9.00 до 12.00 (время и дни могут меняться).

Santa Maria della Pace-8872

Жемчужиной этой церкви является капелла Киджи (Capella Chigi), которую украшает знаменитая фреска Рафаэля «Сивиллы и ангелы» (Sibille e angeli). Заказчиком выступил банкир и покровитель художника Агостино Киджи.

Sibille di Raffaello-9085

Считается, что и эта фреска написана Рафаэлем под влиянием Микеланджело, но его сивиллы совсем другие. В Сикстинской капелле пророчицы предстают в образе суровых морщинистых старух, предсказывающих беды и несчастья. Сивиллы Рафаэля легкие, изящные и безмятежные. Они символизируют тонкую связь между язычеством и христианством, принимая принесенное ангелами божественное послание, чтобы потом озвучить его миру.

Церковь Санта Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo) расположена на PIazza del Popolo. Открыта: пн.-пт. 7.00-12.00 и 16.00-19.00, сб.-вс. 8.00-13.00 и 16.30-19.30. Вход свободный. Наибольший интерес представляют капеллы Киджи и Черази.

Santa Maria del Popolo-2139

Капелла Киджи (Capella Chigi) спроектирована Рафаэлем для банкира Агостино Киджи. В частности, по эскизам художника выполнены мозаики, украшающие купол, и гробницы-пирамиды,  где похоронены братья Агостино и Сигизмондо Киджи. Автором скульптур «Даниил и лев» и «Авакум и ангел» является Бернини, который заканчивал строительство капеллы. Картина «Рождение девы» по центру принадлежит кисти Себастьяно дель Пьомбо.

Capella Chigi-3219

Капелла Черази (Cappella Cerasi) была спроектирована Карло Мадерно для Тиберио Черази, (казначея папы Климента VIII), который приобрел ее в 1600 году. В центре помещен образ «Вознесение Марии» Аннибале Карраччи, а на боковых стенах полотна Караваджо — «Распятие Святого Петра» и «Обращение Савла».

Santa Maria del Popolo-3204

Известно, что в капелле представлены вторые версии картин Караваджо. Первые были отвергнуты художником. Одну из них («Обращение Савла») быстро выкупили в свою коллекцию семейство Одескальки-Бальби, вторая («Распятие Святого Петра») утеряна.

Церковь Санта Мария делла Виттория (Santa Maria della Vittoria) находится недалеко от вокзала Termini на Via XX Settembre, 17. Открыта: пн.- вс. 7.00-12.00 и 15.30-19.15. Вход свободный.

Santa Maria della Vittoria-1946

Здесь хранится лучшее и самое скандальное произведение Бернини — скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы» (Transverberazione di santa Teresa d’Avila ), которая была создана в 1640 году.

Santa Maria della Vittoria-1964

Святая Тереза была не выдуманным образом, а реальным человеком, монахиней, жившей в Испании в XVI веке. Бернини изобразил ее в момент мистического озарения. Основой для создания этой сцены стала записка, в которой Тереза рассказывает о приходе к ней во сне прекрасного ангела «в плотском образе». Ангел пронзил ее сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего монахиня испытала «сладостную муку». До сих пор не утихают споры, какую любовь воспел скульптор — земную или небесную..

Ваша Наталия Мархинина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*