Mastro Titta — официальный палач Рима

18 июня 1869 года в переулке Vicolo del Campanile, 2, недалеко от Ватикана, в возрасте 90 лет скончался Джованни Баттиста Бугатти. Всю свою жизнь в свободное от работы время он делал зонтики и вместе с женой продавал их туристам в лавке на соседней Via degli Ombrellari. Современники описывали его как человека очень набожного, невысокого роста, грузного телосложения и всегда хорошо одетого. Он редко покидал свой район Borgo, так как согласно контракту с Ватиканом, который Бугатти заключил еще будучи 17-летним юношей, ему было запрещено из соображений безопасности переходить мост Святого Ангела и появляться на другом берегу Тибра. Исключение составляли только случаи, когда он должен был исполнить свои обязанности… Джованни Баттиста Бугатти был официальным палачом Рима.

Vicolo del Campanile 2-7094

Дом Бугатти в переулке Vicolo del Campanile, 2

В историю он вошел под именем Mastro Titta (сокращенное от «Maestro di Giustizia» — маэстро правосудия). Очень быстро Mastro Titta и слово «boia» (палач) стали у римлян синонимами, а в разговорном языке появилась пословица «Boia nun passa рonte» (Палач не переходит мост), что означало — каждый должен находиться на своем месте. Действительно, когда Мастро Титта, облачившись в красные одежды, шел по мосту Святого Ангела, все знали, что на одной из четырех площадей Рима (Piazza del Popolo, Piazza di Ponte, Campo de’ Fiori или Piazza del Velabro) состоится казнь.

Ponte Sant'Angelo-7122

Piazza di Ponte

В те времена публичные казни были привычным явлением. Посмотреть, как вершится правосудие, собирался весь город. Часто отцы приводили вместе с собой сыновей и использовали зрелище как назидательный момент в их воспитании. Когда голова осужденного падала в корзину, ребенок получал звонкую затрещину, чтобы навсегда запомнить, какая участь постигает того, кто вступает в конфликт с законом. О казнях на площадях Рима и о работе Мастро Титта очень подробно писали Диккенс в воспоминаниях о путешествии по Италии и Байрон в письме к своему издателю Джону Мюррею. Им также были посвящены несколько сонетов Джузеппе Джоакино Белли.

Piazza del Popolo-2140

Piazza del Popolo

К своей работе Мастро Титта подходил со всей ответственностью. Утром перед казнью (приговор приводился в исполнение обычно на рассвете) он исповедовался и причащался, затем облачался в красные одежды и шел к назначенному месту, где ему, в зависимости от вынесенного приговора, нужно было казнить преступника через повешение, удар или обезглавливание. Его орудиями были топор, петля и тяжелая кувалда (mazza), которой осужденного убивали как теленка на скотобойне. С 1816 года топор был заменен на гильотину.

Ghigliotina-7809

Гильотина. Museo criminologico.

Иногда за особо тяжкие преступления, такие как убийство прелата, преступников приговаривали к дополнительной казни — четвертованию. Этой процедуре осужденного подвергали уже после того, как ему отрубали голову.

Одежда и топор Мастро Титта хранятся в Криминологическом музее (Museo criminologico) на Via del Gonfalone, 29. Часы работы: вт, чт с 9.00 до 13.00 и с 14.30 до 18.30; ср, пт, сб с 9.00 до 13.00. Выходной: вс, пн.  Стоимость билета 2 евро.

Одежда Мастро Титта. Museo criminologico.

Мастро Титта знал, как к нему относятся в Риме, понимал, что его боятся и ненавидят, видел, как некоторые на улице, завидев его, крестились, а другие, заискивая, снимали шляпу, слышал, что его именем пугают непослушных детей, но считал, что кто-то должен выполнять и эту работу — вершить правосудие.

Часто перед казнью, чтобы приободрить осужденного, Бугатти предлагал ему выкурить последнюю понюшку табака или давал выпить глоток вина. Техника палача, независимо от вида казни, всегда была безупречна. После того, как отрубленная голова падала в специально подставленную корзину, Мастро Титта доставал ее и демонстрировал всем собравшимся с четырех сторон эшафота. Затем голову, как правило, надевали на кол и выставляли на несколько дней для всеобщего обозрения на мосту Святого Ангела.

Корзина для голов казненных. Museo criminologico.

За свою работу палач получал фиксированную плату в 15 скудо независимо от количества совершенных казней и премиальные в 20 скудо на Пасху, Рождество и Феррагосто. Казни Мастро Титта называл не иначе как правосудием, а осужденных пациентами. Обо всех своих «пациентах» (516 человек) он делал подробные записи в специальной тетради, где указывал даты, имена и преступления, за которые тем выносились приговоры. В 1864 году 85-летний Бугатти вышел на пенсию с ежемесячной компенсацией в 30 скудо, уступив место последнему римскому палачу Винченцо Бальдуччи.

В 1891 году в издательстве Пьерини вышла в свет книга анонимного автора под названием «Мастро Титта, римский палач. Воспоминания палача, написанные им самим» (Mastro Titta, il boia di Roma. Memorie di un carnefice scritte da lui stesso). Есть версия, что книгу написал журналист и писатель Эрнесто Медзаботта, который взял за основу записи Бугатти, найденные в 1886 году, но авторство так и не было доказано. Книгу можно найти в интернете, но только на итальянском языке.

Campo dei Fiori-1516

Campo de’ Fiori

Казни в Риме прекратились в 1870 году сразу после объединения Италии. Имя Джованни Баттиста Бугатти сегодня почти уже стерлось в памяти горожан, но если вы спросите, кто такой Мастро Титта, вам ответит каждый. Его имя увековечил режиссер Луиджи Маньи в фильме «Nell’anno del Signore» (В год господень) с Нино Манфреди, Альберто Сорди и Клаудиа Кардинале, о нем ходят анекдоты, его именем названа пиццерия, а некоторые римляне утверждают, что призрак палача до сих пор можно встретить темными ночами на площадях, где он когда-то вершил правосудие.

Ваша Наталия Мархинина

 

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*