Маркиз Паломбара и магическая дверь

Недалеко от вокзала Термини (Termini) находится симпатичная площадь Piazza Vittorio Emanuele II (выход со станции метро Vittorio Emanuele), в центре которой разбит небольшой парк. Горожане выгуливают в нем собак, молодежь устаивает пикники на траве, а туристы сразу направляются в тот угол, где за железной оградой находятся развалины огромного античного фонтана под названием «Трофеи Марио» (Trofei di Mario). К сожалению, развалины служат только ориентиром, целью же является спрятанная рядом с ними знаменитая Магическая дверь (Porta Magica), единственная уцелевшая из пяти аналогичных дверей виллы маркиза Паломбара. Я предлагаю не обходить вниманием незаслуженно игнорируемый античный фонтан хотя бы потому, что в свое время именно он вдохновил архитекторов на создание двух самых красивых фонтанов Рима: Треви (Trevi) и Аква Паола (Acqua Paola).

Villa Palombara-6124

Название «Трофеи Марио» впервые появилось в путеводителе для пилигримов 1140 года. Предполагается, что фонтан был построен в III веке н.э. во времена правления императора Александра Севера (археологи нашли изображение фонтана на монетах 226 года н.э.). Тогда он назывался Нимфеумом Александра (Nymphaeum Divi Alexandri) и представлял собой трехуровневую конструкцию высотой в 20 метров и шириной в 25 метров, которую украшало большое количество статуй. В центральной нише стояли две главные фигуры, изображающие, по всей видимости, самого Александра и его мать Джулию Авиту Мамею. В арках справа и слева от них были установлены статуи трофеев, от которых и пошло потом название фонтана.

Считается, что статуи трофеев относятся к периоду военных побед римского полководца и консула Гая Мария, жившего в II-I веках до н.э. Сегодня их можно увидеть рядом со статуями Диоскуров на Капитолийском холме, куда они были перенесены в 1590 году.

Campidoglio-2597

Капитолийский холм (Campidoglio)

В XVII веке руины фонтана были встроены в структуру главного входа виллы маркиза Массимилиано Паломбара (Massimiliano Palombara).

Villa Palombara-6121

О жизни маркиза сохранилось мало сведений. Известно, что он родился в Риме 14 декабря 1614 года, его родителями были Оддо V маркиз Пьетрафорте и Лаура Чеули, принадлежал  к тайному обществу Розенкрейцеров (Rosa Croce), членами  которого были мистики, философы и ученые, писал поэмы и увлекался алхимией.  Интерес к алхимии появился у маркиза, скорее всего, в 1656 году, когда в Рим после своего перехода в католичество и отречения от престола переехала шведская королева Кристина, также большая поклонница этой науки. В своем дворце Риарио (современный Палаццо Корсини) на Via della Lungara в районе Трастевере она оборудовала лабораторию, управление которой доверила алхимику Пьетро Антонио Бандиера. Частыми гостями королевы в те времена были врач-эзотерик Джузеппе Франческо Борри, астроном Джованни Кассини, алхимик Франческо Мария Сантинелли, ученый Атанасиус Кирхер и маркиз Паломбара, который посвятил Кристине поэму под названием «La Bugia» (при желании, ее можно найти в интернете). Со временем сообщество ученых, а также литераторов, которые собирались во дворце, получило название «Аркадская академия».

Porta Magica-6118

По примеру Кристины Паломбара организовал у себя на вилле алхимическую лабораторию, куда также приглашал разных ученых для проведения опытов. Иногда компанию маркизу составлял, уже упомянутый, Джузеппе Франческо Борри (если только он не находился в бегах, будучи обвиненным святой инквизицией в еретизме, шарлатанстве и отравлении). Известно, что маркиз финансировал многочисленные эксперименты Борри по трансформации материи в золото. Существует легенда, что однажды ночью эксперимент удался, но Борри таинственно исчез (скорее всего, опять спасался от инквизиции), оставив в лаборатории маркиза несколько золотых пластин, записи на латыни и формулы. Ни маркиз, ни люди из его окружения не смогли их расшифровать. По другой легенде, кусочки золота, записи и формулы были оставлены таинственным монахом (некоторые считают, что это был алхимик Франческо Джустиниани Боно), которого Паломбара приютил на вилле, и который уговорил предоставить ему на ночь лабораторию. На утро гость загадочным образом исчез, предположительно шагнув в появившуюся ниоткуда дверь с таинственными письменами. Есть еще версия, что формулу изготовления золота маркиз нашел сам в старых алхимических книгах. Как бы то ни было, записи остались нерасшифрованными и Паломбара приказал выгравировать их на пяти  дверях виллы (ориентировочно в период между 1678 и 1680 годами), надеясь, что рано или поздно кому-то удастся найти ключ к их разгадке.

В конце XIX века начались работы по строительству площади Витторио Эмануэле II, в результате которых вилла была разрушена. От всего ее великолепия уцелела только одна Магическая дверь, которую демонтировали и перенесли к развалинам античного фонтана. На всякий случай место огородили забором, поэтому сегодня достаточно сложно прочитать издалека начертанные на ней надписи и символы. Тем не менее, все они известны и даже переведены на русский язык.

Porta Magica-6115

Над дверью хорошо виден диск с двумя треугольниками, которые образуют Звезду Давида. Толкований этого символа множество. Например, считается, что треугольник, обращенный вверх, символизирует огонь и воду, а обращенный вниз — небо и землю. Надпись на латыни внутри диска гласит: «Бог и человек, мать и дева, три и один». На белом мраморе в определенной последовательности (от правого нижнего угла к левому нижнему) высечены символы планет и металлов:  Сатурн — свинец, Юпитер — олово, Марс — железо, Венера — медь, Луна — серебро, Меркурий — ртуть. На пороге отчетливо видна надпись «SI SEDES NON IS», которая, если прочитать справа налево, переводится как «Если ты сидишь, не поступай», а слева направо — «Если не сидишь, ты поступаешь». Фигуры, охраняющие дверь, были найдены при раскопках на Квиринальском холме и к загадке не имеют никакого отношения. В античные времена они стояли в храме богини Исиды и являлись изображением египетского бога Беса (Bes), покровителя дома, рождения и детей.

Если захотите поломать голову над расшифровкой формулы философского камня, вы без труда найдете в  интернете подробную информацию обо всех надписях и символах, высеченных не только на этой двери, но и исчезнувших вместе с садом и виллой. Я желаю вам удачи и терпения:)

Ваша Наталия Мархинина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*