По следам Караваджо. Дом в переулке Vicolo del Divino Amore

Недалеко от набережной Тибра, в районе между мостами Cavour и Ponte Umberto I есть маленький тихий переулок Vicolo del Divino Amore, который местные жители часто используют как стоянку для мотоциклов. В этом переулке я предлагаю вам найти малоприметный, но очень интересный дом под номером 19 (на фотографии он слева, между домом с белыми ставнями и уличным фонарем). В 1604-1605 годах, когда переулок еще назывался Vicolo dei Santi Biagio e Cecilia, по этому адресу жил Караваджо, и именно здесь он писал свои знаменитые картины «Успение Богородицы» (Morte della Vergine) и «Мадонна дей Пеллегрини» (Madonna dei Pellegrini).

Vicolo del Divino Amore 19-5962

Нам не удастся попасть внутрь, так как дом является частной собственностью, и навряд ли хозяева захотят пустить к себе незнакомых людей. Придется ограничится только его внешним видом и собственным воображением.

До того, как переехать в переулок Святых Бьяджо и Чечилии, Караваджо жил во дворце Кардинала Маттеи, где был обеспечен всем необходимым для жизни и творчества. Постепенно размеренный ритм дворца стал тяготить вольнолюбивого художника и особенно тот факт, что он не мог свободно приводить в мастерскую друзей, устраивать посиделки до поздней ночи и уж тем более приглашать свою подругу, известную в городе куртизанку Лену (Маддалену Антоньетти). Домик вдовы Пруденции Бруни в тихом переулке ему сразу понравился, особенно наличие отдельного входа и маленького симпатичного садика. Хозяйка озвучила арендную плату несколько выше, чем просили за аналогичные жилища в соседних домах, но художник не стал торговаться. Запись о том, что Караваджо жил по данному адресу, до сих пор хранится в расположенной рядом церкви Сан Никола дей Префетти (S. Nicola dei Prefetti), там же упоминается и подмастерье художника по имени Франческо.

Vicolo del Divino Amore 19-5958

На втором этаже дома Караваджо обустроил себе жилую комнату, а на первом мастерскую, где ему пришлось в тайне от хозяйки разобрать потолок, чтобы установить огромный подрамник и обеспечить больший приток света в помещение. Теперь он мог начинать писать картину «Успение Богородицы», которую ему еще в 1601 году заказал известный в городе юрист Лаэрцио Керубини для своей капеллы в церкви Санта Мария делла Скала (Santa Maria della Scala) в Трастевере. В качестве модели для образа Девы Марии Караваджо видел только Лену, но она куда-то исчезла. Чтобы не терять времени, художник написал Богородицу по памяти. Кстати, черты его ветренной подруги угадываются и в плачущей Марии Магдалине.

La Morte della Vergine

Morte della Vergine. Фотография взята с сайта Wikipedia

Картина получилась настолько реалистичной и далекой от установленных церковью канонов, что вызвала бурю негодования со стороны священников, которых покоробило изображение Девы Марии с голыми, как у простолюдинки, ногами и вздувшимся животом. Апостолы, по их мнению, тоже больше походили на обыкновенных людей. По городу даже поползли слухи, что усопшую Богородицу Караваджо писал с выловленной в Тибре беременной утопленницы, но это были лишь сплетни недоброжелателей. Пока церковники разбирались в своем отношении к картине, она целую неделю провисела в церкви, после чего была выкуплена герцогом Гонзага, который удачно воспользовался ситуацией и обошел своих менее расторопных соперников, также пожелавших приобрести полотно. Сегодня «Успение Богородицы» выставлено в Лувре.

Картина «Мадонна дей Пеллегрини» (Madonna dei Pellegrini), второе название «Мадонна ди Лорето» (Madonna di Loreto), вызвала не меньше сплетен и споров. Караваджо написал ее для семейной капеллы Кавалетти в Базилике Святого Августина (Basilica di Sant’Agostino), где она хранится и по сегодняшний день.

Madonna di Loretto-5546

Madonna dei Pellegrini

Все та же реалистичность, с которой художник изобразил своих героев, снова обрушила на его голову град упреков и недовольства церковников. Естественно, им не понравились грязные, разбитые пятки мужчины на переднем плане и рваный цепец старухи. Мадонна выглядела слишком приземленной, а сходство с Леной угадывалось невооруженным глазом. Кстати, младенца Караваджо писал с сына Лены, которого она скрывала от матери в приюте. Несмотря на обвинения со стороны церкви, картина сразу стала невероятно популярна у простого народа. Горожане молились перед ней и просили у Богородицы помощи и защиты.

В перерывах между работой над картинами Караваджо любил побродить по городу и посидеть с друзьями в тавернах. Часто, не сумев обуздать свой взрывной характер, он ввязывался в драки и неприятные истории, после которых представал перед судом или сразу оказывался в тюрьме Тор ди Нона (Tor di Nona), откуда его выручали верные друзья или богатые покровители. В июле 1605 года, гуляя по площади Навона, художник встретил нотариуса Мариано Паскуалоне, который по слухам тоже был любовником Лены. Завязалась словесная перепалка, в которой Паскуалоне очень нелестно отозвался об их общей подруге. Караваджо выхватил шпагу и вступился за честь дамы. В результате драки оба участника получили ранения, но суд встал на сторону Паскуалоне и приговорил Караваджо к штрафу и домашнему аресту. После этой истории художник на месяц уехал в Геную, чтобы успокоиться и набраться сил. Вернувшись в Рим, он обнаружил, что хозяйка поменяла замок на двери и подала на него в суд за неуплату 22,5 скудо. Разъяренный Караваджо закидал ее дом камнями. 26 августа был составлен список имущества художника, которое хозяйка решила забрать в качестве компенсации. Список получился очень котороткий. В нем, помимо личных вещей жильца, старой одежды, нескольких предметов посуды и мебели, значились 2 большие картины. Какие именно — неизвестно, возможно, это были незаконченные «Мадонна ди Лорето» и «Успение Богородицы». Через несколько недель Караваджо удалось раздобыть денег, переехать в новое жилье на Piazza Colonna и выкупить у вдовы свои картины.

Ваша Наталия Мархинина


One thought on “По следам Караваджо. Дом в переулке Vicolo del Divino Amore

  1. Alice
    20.10.2016 at 01:44

    Теперь точно знаю, куда со своей камерой отправлюсь в первую очередь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*