Колосс Нерона

Гуляя по вечному городу, рано или поздно начинаешь верить, что он живет в нескольких измерениях. Одно мы ощущаем физически, оно нависает над нами древними колоннами и средневековыми постройками, окутывает нас запахами тратторий и звуками мчащихся по узким улочкам автомобилей. Другое мы воспринимаем интуитивно на уровне неосознанного предчувствия от качнувшейся тени, еле уловимого движения ветра и какого-то необъяснимого волшебства, разлитого в атмосфере. Но есть еще один слой, его мы практически не ощущаем. Он скрыт от туристов, которые приезжают в Рим всего на несколько дней и пытаются успеть посетить все основные достопримечательности, указанные в путеводителе. Этот слой интересен для таких, как я, для тех, кто постоянно возвращается в вечный город, кто любит копаться в истории и искать следы навсегда исчезнувшего Рима. А следы эти еще можно найти в малоприметных остатках колонн и огороженных безликих участках. Мы уже нашли место, где когда-то стоял самый древний фонтан Рима Мета Суданс (Meta Sudans). Прямо напротив фонтана есть еще один очень интересный участок. Вокруг него всегда много туристов, но мало кто знает, что, сидя на небольшом квадратном возвышении напротив Колизея, они сидят на остатках 11 — метрового мраморного постамента, на котором в I веке н.э. стоял знаменитый Колосс Нерона.

Как выглядела статуя и из чего она была сделана, точно сказать невозможно. Предполагается, что она была отлита из бронзы и имела высоту 35 метров (для наглядности представьте себе 12-этажный дом). Авторство этого монументального произведения принадлежит греческому скульптору Зенодору. Единственные свидетели, донесшие до наших дней визуальное представление о Колоссе Нерона – это медальоны и монеты эпохи императоров Тита и Гордиана III. На них изображен обнаженный юноша, держащий в левой руке меч, а в правой шар, который по одной версии символизировал землю, по другой луну.

Colosso di Nerone

Фотография взята с сайта Tesori di Roma 

Изначально Колосс был установлен в вестибюле Золотого дома Нерона (Domus Aurea), но при императоре Адриане его пришлось передвинуть с помощью 24 слонов ближе к Амфитеатру, чтобы расчистить место под строительство храма Венеры и Ромы (Tempio di Venere e Roma). По самой распространенной версии, Амфитеатр Флавиев переименовали в Колизей именно благодаря Колоссу.

Tempio di Venere e Roma-04132

Храм Венеры и Ромы 

После самоубийства Нерона и пожаре в Золотом Доме статуя получила новую жизнь. Ее отреставрировали по распоряжению императора Веспасиана, водрузили на голову юноши венец в виде солнечных лучей (каждый луч был по 3,5 метра) и переименовали в статую бога солнца Гелиоса. При Коммоде голова Гелиоса была заменена на голову Геркулеса, который ассоциировался с императором. После его смерти статуе вернули первоначальный облик.

Последние упоминания о Колоссе датируются V веком н.э. Что с ним произошло потом, так и осталось загадкой. По одной из версий, он упал и разрушился во время землетрясения в том же веке. По другой, его разрушили по распоряжению Папы Григория I (конец V —  начало VI веков), позавидовавшего великану, которого было видно со всех концов города. Историки считают, что бронза Колосса была использована при литье пушек для замка Святого Ангела (Castello di Sant’Angelo). Исчез в веках и мраморный постамент, оставив нам на память лишь строгий серый квадрат на площали перед Колизеем.

Ваша Наталия Мархинина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*